Предоплата, быть или не быть? «Вы тут начертите проект с картинками, я тут уже все придумал. Но платить я буду вам по результатам сделанной работы.»

Знакомая ситуация? Чтобы не объяснять заказчику почему отказываюсь от работы, загружен проектами, нет времени и т. д. и т. п. Напишу здесь свою позицию по данному вопросу.
Немного «философии»: Есть заказчик, есть исполнитель. Заказчик хочет получить результат при минимуме вложенных средств, исполнитель хочет затратить минимум усилий, получить максимум прибыли. Такова природа, с этим ничего не поделаешь.
Есть условно 2 подхода в проектировании и строительстве со стороны исполнителя:
1. Рвать деньги, быстро и много брать проектов «за дешево», делать их сразу параллельно, ничего не успевать, халтурить, перепоручать и распределять. Так поступают многие, и не только в проектировании. Можно в этом убедиться посмотрев вокруг по сторонам, мало где мы увидим хорошую архитектуру, чтобы можно было сказать «вау».

2. Брать проектов меньшее количество, по адекватной в соответствии с затраченным времени — цене, получать удовольствие от проектирования, от конечного результата. Заказчик в этом случае платит не за то, чтобы — «начерти тут, я уже всё придумал». Заказчик платит, чтобы профессионал подумал, а затем начертил. Да за это надо платить больше и делается такой проект дольше.

Я стремлюсь придерживаюсь второго подхода. Мне в первую очередь хочется думать, создавать, не просто картинки, а идеи, с возможностью их реализации. Поэтому закладываю время на создание идеи. Да понимаю, что уже все придумали, осталось только начертить. Но этот подход мне малопривлекателен. В первую очередь потому, что по сути, в таком техзадании от заказчика места «для подумать» мало, или его вообще нет.
А зачем делать работу без головы?
Могу привести аналогию из другой области, может так будет проще понять заказчику, что предлагается :
— Приходит заказчик автолюбитель в автомастерскую, с предложением сделать апдейт двигателя, поставить турбину, форсировать, добавить лошадок. Дает техзадание исполнителю – «я тут уже все придумал, вы только сделайте, вот и подобрал красивые итальянские 12 мм шурупы из такой-то стали, они по стилю подходят, вот так нужно цилиндры расточить вот так-, как на фотографии, и тому подобное. Я вам платить предоплаты не буду, только после выполненного этапа работ. Проект этот интересный и легкий будет для вас, я уже 5 месяцев собирал информацию по нему , всё продумал, осталось только вам шурупы завинтить и всё вместе собрать».

При таком подходе заказчик пытается выполнить главную работу мастера, перекладывая всю ответственность на него, в том числе и финансовую. Зачем за такое браться на таких условиях, если работы и так хватает?
Как правило заказчик такого типа потом говорит «как мало хороших дизайнеров, парикмахеров, зубных врачей и тому подобное». Практика показывает, что на такие условия идут только те, у кого нет работы, или только те, кто учиться. В принципе, вероятно из этого может получиться хороший проект, если сам заказчик является хорошим архитектором (а вдруг?), который смог найти хорошего чертежника с нормальной мотивацией.

Поясню свою позицию по предоплате вне контекста «техзадания- я всё придумал, вы только начертите» – дело в том, что стройка, это большое и длинное дело с большими бюджетами. Общемировая практика показывает, что из проектов, которые задумываются, — осуществляется малая часть, из тех что сделали – строится также малая часть. Процесс длинный, кто то банкротится, у кого то теща умирает, бывает и так, что заказчика грохают (да и такое бывало в начале нулевых, да и сейчас не исключается), может и просто случится так, что: «передумал я строится, улетаю в Испанию жить» , да мало ли что может случится.

У меня есть почти железное правило – я не берусь делать работу без предоплаты. Предложение поработать за светлое будущее тянет «нищебродством», тем более, что при общих бюджетах на строительство в миллионы рублей, отсутствие гарантий в лице предоплаты в относительно малую сумму — говорит о «серьезности» Заказчика.
Исключения делаю, когда есть интересный проект от проверенного временем и выполненными делами заказчика, или, когда участвую в интересным проекте-конкурсе, так сказать работаю только за идею, с возможным приятным выигрышем.

Не сказать, что от подобных технических заданий я отказываюсь совсем, если заказчик готов воспринимать обратную связь, и если готов платить, то я включаюсь в игру, советуюсь, слушаю, обсуждаю с заказчиком его идею, задаю вопросы, подталкиваю его к новым его идеям, корректируем немного, по чуть-чуть, шаг за шагом. И из этого может чего-то и родиться. Заказчик потом довольный ходит, всем говорит – «посмотрите как я придумал!», ну что-же, мне не жалко, тоже восхищаюсь его прекрасной идеей). Радость создания — это так приятно).

PS. Придумал ещё аналогию, повеселее:
Приходит заказчик, любитель музыки (литературы) к исполнителю :
«Я тут сюжет для оперы/повести придумал». Перечисляется длинный список героев сюжета, описание костюмов, прически главного героя, как он поёт ЛА-ЛА-ЛА, в каком стиле песня, например гангста реп восточного побережья прованса. Да, обратите внимание, у него будут ботинки цвета- фисташковый бергамот, Вы же знаете этот цвет, вы же профессионал, это важная деталь всего моего сюжета. Большая часть уже придумана, осталось за малым – вы напишите 5 страниц текста/нот, я посмотрю, если мне понравится, то я конечно же заплачу. А то понимаете, так мало сейчас хороших писателей /композиторов»