В рабочей практике довольно часто стоит ситуация , когда заказчик просит здесь и сейчас, и нам приходится делать выбор , согласится или настоять на своём. Хочу рассказать частный мой случай из рабочей практики , где мне довольно часто приходится говорить нет , расстраивая заказчика. Конечно это временная печаль, за которой часто идет радость рожденной идеи. Но на все нужно время .
Довелось мне работать в одном замечательном месте в ОАО «Институт Новгородгражданпроект» http://ngp.nov.ru/. В каждом областном городе есть подобные институты, которые очень эффективно осваивают федеральные и муниципальные бюджеты. Знакомые крутили у виска , что там делать? Зарплата маленькая, в общем особо перспектив нету там, — люди набираются опыта и сваливают в столицы «Питеры-Москвы». Но мне хотелось попробовать именно проектирование именно тут ,так как в городе других мест с масштабным проектированием не было, а в тот момент времени я прочно осел в В. Новгороде.
Дали мне должность ведущий архитектор. У меня с самого начала была позиция — что решения по проектированию принимаю и отстаиваю самостоятельно. Из этого вытекало что придется в какой то момент сказать нет. И этот момент настал — занимался проектированием пешеходного надземного перехода.
На начальной стадии проекта пришла делегация начальства в том числе из администрации. Показал скетчи идей и набросков. В дело пошла творческая энергия начальства. Советы как делать и как не делать, вот это не надо, а вот это надо. У меня уже к тому времени была сформирована идея, но она ещё не выразилась в удобную форму для восприятия. Пришлось нежно и вежливо сказать нет , объяснить что мне нужно время и моя идея ещё не оформлена, даже если она вам не нравится в виде чертежей, то вам стоит подождать, когда она дозреет и будет выведена в удобной форме для восприятия. При обратной ситуации скажи «да», пришлось бы выполнять решения чиновника и его «хотелки», несмотря на то, что его профессиональный навык в вопросе архитектуры сомнителен. Да и вышел бы банальный сарай — теплица, а мне хотелось подумать и нормально спроектировать чего ни-будь по новому, и при этом функционально.
Предложил приходить через неделю, когда идея будет выражена в эскизном проекте в виде чертежей и картинок. Для начальства это было совсем удивительно , впали в ступор, но спорить не стали. Для них такой подход был в новинку. И вся эта ситуация — это серьезная проблема проектировщиков: идти на поводу заказчиков не понимающих кухни процесса проектирования. Архитекторы в институте по большей части что то там чертили , при этом не беря ответственность за свои решения , что начальство скажет то и рисуют, так сказать работают на галочку. И не важно что начальник не в состоянии подробно вникнуть в проект, так как его роль зачастую сводится к административной деятельности. Считаю, что это не правильно , собственно результаты такой работы можно наблюдать своими глазами , пройтись по городу и посмотреть что строят, по большей части — печальный вид для глаз.
Что же вышло из этой ситуации? Через неделю была защита идеи, уже смог убедительно показать и доказать что данное решение правильное. Всё получилось. Проект выставили на общественные слушания в администрацию города, были жаркие дискуссии, проект в итоге утвердили, хотя были и разные мнения, но равнодушия не было , а это главное. Зодчий должен уметь говорить нет заказчику, объяснить почему нет, и предложить «да» . При этом стоит всё же соблюдать трезвость в этом вопросе. Обратная крайность — это когда архитектор начинает самовыражаться за счет заказчика, реализовывая свои амбиции говоря » я так вижу » томно задрав голову и закатив глаза. Все же наша деятельность сугубо приземленная- есть сроки , бюджеты, технологии. Нужна золотая середина, умение говорить нет, объяснять, отстаивать свои решения, и в итоге построить добротное здание на благо всех.