Работа архитектора — в чем соль. Умение сказать нет

В рабочей практике довольно часто стоит ситуация , когда заказчик просит здесь и сейчас, и нам приходится делать выбор , согласится или  настоять на своём. Хочу рассказать частный мой случай из рабочей практики , где мне довольно часто приходится говорить нет , расстраивая заказчика. Конечно это временная печаль, за которой часто идет радость рожденной идеи. Но на все нужно время .

Довелось мне работать в одном замечательном месте в ОАО «Институт Новгородгражданпроект» http://ngp.nov.ru/. В каждом областном городе есть подобные институты, которые очень эффективно осваивают федеральные и муниципальные бюджеты. Знакомые крутили у виска , что там делать? Зарплата маленькая, в общем особо перспектив нету там, — люди набираются опыта и сваливают в столицы «Питеры-Москвы».  Но мне хотелось попробовать именно  проектирование  именно тут ,так как в  городе других мест с масштабным проектированием  не было, а в тот момент времени я прочно осел в В. Новгороде.

Дали мне должность ведущий архитектор. У меня с самого начала была позиция —  что решения по проектированию принимаю и отстаиваю самостоятельно.  Из этого вытекало что придется  в какой то момент сказать нет.  И этот момент настал — занимался проектированием  пешеходного надземного перехода.

На начальной стадии проекта пришла делегация начальства в том числе из администрации. Показал скетчи идей и набросков. В дело пошла творческая энергия начальства. Советы как делать и как не делать, вот это не надо, а вот это надо.  У меня уже к тому времени была сформирована идея, но она ещё не выразилась в удобную форму для восприятия. Пришлось нежно и вежливо  сказать нет , объяснить что мне нужно время и моя идея ещё не оформлена, даже если она вам не нравится в виде чертежей,  то вам стоит подождать, когда она дозреет и будет выведена в удобной форме для восприятия. При обратной ситуации скажи «да», пришлось бы выполнять решения чиновника и его «хотелки», несмотря на то, что его профессиональный навык в вопросе архитектуры сомнителен.  Да и вышел бы банальный сарай — теплица, а мне хотелось  подумать и нормально спроектировать чего ни-будь  по новому, и  при этом функционально.

Предложил приходить через неделю, когда идея будет выражена в эскизном проекте  в виде чертежей и картинок.   Для начальства это было совсем удивительно , впали в ступор, но спорить не стали.  Для них такой подход был в новинку. И вся эта ситуация — это серьезная проблема проектировщиков: идти на поводу заказчиков не понимающих кухни процесса проектирования. Архитекторы в институте по большей части что то там чертили , при этом не беря ответственность за свои решения , что начальство скажет то  и рисуют, так сказать работают на галочку. И не важно что начальник не в состоянии подробно вникнуть в проект, так как его роль зачастую сводится к административной деятельности.  Считаю, что это не правильно , собственно результаты такой работы можно наблюдать своими глазами , пройтись по городу и посмотреть что строят, по большей части —  печальный  вид для глаз.

Что же вышло из  этой ситуации? Через неделю была защита идеи, уже смог убедительно показать и доказать что данное решение правильное. Всё получилось. Проект выставили на общественные слушания в администрацию города, были жаркие дискуссии,  проект в итоге  утвердили, хотя были и разные мнения, но равнодушия не было , а это главное.  Зодчий должен уметь говорить нет заказчику, объяснить почему нет, и предложить «да» . При этом стоит всё же соблюдать трезвость в этом вопросе. Обратная крайность — это  когда архитектор начинает самовыражаться за счет заказчика, реализовывая свои амбиции говоря » я так вижу » томно задрав голову и закатив глаза. Все же наша деятельность сугубо приземленная- есть сроки , бюджеты, технологии. Нужна золотая середина, умение говорить нет, объяснять,  отстаивать свои  решения, и  в итоге построить  добротное  здание на благо всех.